Пространство антивыгорания: как создать внутри компании мотивирующую среду?

Опубликованная недавно статистика заставляет задуматься: 54% сотрудников российских компаний признались, что испытали эмоциональное выгорание в II квартале 2022 года. Значит ли это, что в каждом втором кресле наших офисов вместо работников сидят тлеющие угольки? Это при том, что в 2020 году с проблемой выгорания столкнулись «всего» 39% опрошенных профессионалов. «Маленькие» цифры по сравнению с нынешними показателями. Выгорание приобретает массовый характер и грозит потерей интереса опытных специалистов к работе и их уходом из компаний. При этой непростой ситуации очень хочется подстраховаться — научиться определять группу риска и предпринять шаги по профилактике для сохранения ценных кадров.
Наталия Мальцева
Наталия Мальцева
директор по персоналу ООО «ЭГИС-РУС»

⏱ 7 минут полезного чтения

Сперва давайте выясним, что же такое выгорание. В 2019 году синдром эмоционального выгорания (СЭВ) включили в Международную классификацию болезней в качестве профессионального феномена. К симптомам относят эмоциональное истощение, потерю интереса к привычной работе, снижение производительности труда, переживание своей несостоятельности, циничное отношение к обязанностям. Если прежде весёлый, энергичный и ответственный сотрудник стал опаздывать, пропускать дедлайны и берётся за задачи без «горящих глаз», то, скорее всего, он выгорел.

Считается, что к СЭВ приводит хронический стресс на рабочем месте, справиться с которым никак не удаётся. Потенциально каждый сотрудник находится в группе риска, однако особое внимание обращайте на молодых специалистов (зумеров и миллениалов) и тех, кто постоянно взаимодействует с людьми: тренинг-менеджеров, специалистов по продажам, руководителей отделов, работников социальной сферы. Этим сотрудникам противопоказаны систематические перегрузки и постоянное ощущение цейтнота. Важно следить за тем, чтобы они не засиживались на работе по вечерам, при необходимости брали больничные и регулярно ездили в отпуск.

Важно предпринимать шаги для профилактики выгорания среди подчинённых и знать, какой «огнетушитель доставать», если кто-то из сотрудников начинает «дымиться» и «превращаться в уголёк».

Какие меры предпринять, чтобы сотрудники не выгорали?

Научитесь слышать коллег

СЭВ редко развивается за пару недель. Обычно эмоциональным срывам и увольнениям предшествуют месяцы и даже годы постоянной усталости и раздражительности. Важно реагировать на «первые звоночки», но сперва надо научиться их замечать. В этом поможет упрощение вертикальной коммуникации в компании. Учите руководителей выстраивать доверительное общение с подчинёнными и вовремя обнаруживать у них СЭВ. Важно, чтобы сотрудник знал, что всегда может обсудить проблему со своим начальником, чтобы вместе найти решение.

В некоторых корпорациях ежегодно проходят опросы вовлечённости сотрудников. Один из пунктов таких опросов — «Мне кажется, что мой руководитель или кто-то другой на работе проявляет заботу обо мне как о личности» — является важным маркером доверительных отношений между начальником и членами команды, а также помогает определить возможности для улучшения в этой области. Если ваши сотрудники оценивают этот вопрос близко к 5 баллам, то примите мои поздравления — в вашей компании руководители действительно интересуются своими людьми не только с точки зрения рабочих, но и общечеловеческих вопросов.

Организуйте не только работу, но и досуг

Хороший менеджер знает, как обеспечить сотрудникам баланс между работой и личной жизнью. Стремитесь к повышению уровня благополучия коллег: предоставляйте возможность трудиться по гибкому графику, объединяться в сообщества по увлечениям и делиться опытом.

Некоторые компании запускают так называемые «well-being-программы», призванные повышать общий уровень благополучия сотрудников. В рамках этих проектов организации проводят целые комплексы мероприятий. Например, объединяют коллег в сообщества по интересам: ЗОЖ, спорт, книги, хобби, саморазвитие, лидерство, искусство... После работы и в выходные участники программ посещают вебинары, мастер-классы, лекции интересных спикеров.

Работайте с мотивацией сотрудников

В вопросе мотивации нематериальные бонусы работают так же эффективно, как и финансовые. Предоставляйте сотрудникам дополнительные выходные за счёт компании и организуйте желающим возможность работать удалённо несколько дней в неделю. Также начните развивать культуру благодарности в коллективе — поощряйте взаимную похвалу среди сотрудников и не забывайте делать это с позиции руководителя. Помните, что в признании нуждается не только новичок, но и опытный работник.

Если хотите углубиться в тему и не знаете, с чего начать, прочтите книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!». Многим менеджерам она помогла узнать о природе мотивации и научиться заинтересовывать сотрудников.

Сделайте ценности компании частью внутренней политики

Работникам важно, чтобы ценности компании не только декларировались для клиентов и партнёров, но и работали внутри самой организации. Если сотрудники видят несоответствие, то постепенно теряют мотивацию к эффективной работе. Для того чтобы это предотвратить, сделайте внешние ценности компании основой её внутренней политики.

Если вы декларируете экоподход и одна из ваших миссий — предотвращение загрязнения окружающей среды, то проводите эту политику и на внутреннем уровне. Например, ставьте перед коллегами масштабные цели, связанные с сохранением ресурсов, уменьшением выбросов вредных веществ и сокращением доли отходов. Так вы продемонстрируете, что миссия вашей компании — это реальность, а не просто красивые слова.

Например, можно запустить систему экологического менеджмента, которая поможет систематизировать экологическую деятельность — от планирования проектов до организации волонтёрства и вовлечения сотрудников. Важно ответственно подойти к формированию рабочей группы системы, которая могла бы регулярно рассматривать идеи коллег, направленные на заботу об окружающей среде.

Во избежание выгорания предлагайте сотрудникам больше, чем работа, зарплата и офисное кресло. Замечайте в них личностей с потребностью в досуге и отдыхе, желанием быть услышанными и понятыми, необходимостью чувствовать ценность и признание труда, которым они занимаются. Обеспечьте им это, и они будут браться за задачи с блеском в глазах и вести компанию к успеху.

К другим статьям