Выпускница-2021: Мария Шатилова, 22 года, художник-аниматор, режиссер аниматика

В интервью художник-аниматор Мария Шатилова рассказала, как ее дипломный проект стал полноценным авторским мультфильмом и вот-вот выйдет в телевизионной программе, каким образом ей удалось получить финансирование от Министерства культуры, а также дала рекомендации начинающим дизайнерам-аниматорам на тему старта в профессиональной карьере.
Выпускница-2021: Мария Шатилова, 22 года, художник-аниматор, режиссер аниматика
Мария Шатилова

— Маша, тебе всего 22 года, но ты уже активно завоевываешь анимационный Олимп. В чем секрет?

— Я с детства люблю рисовать, но далеко не сразу решила, в каком направлении дизайна хочу развиваться. Профиль «Анимация» выбрала уже будучи студенткой Института бизнеса и дизайна. Сначала, еще на подготовительных курсах, я занималась графическим дизайном, потом собралась учиться иллюстрации. Но открылся профиль «Анимация», и я поняла, что мастерство «оживлять» своих персонажей мне ближе всего. К счастью, в моем вузе легко перейти с одного профиля на другой, если ты не сразу смог выбрать направление по душе. И уже на первом курсе я начала пробовать себя в выбранном направлении, ведь учебный процесс построен так, что студенты регулярно выполняют учебные работы с представителями индустрии и пробуют себя как практикующие специалисты.

— Почему для своих авторских высказываний ты выбрала язык анимации?

— Анимация для меня — это почти безграничные возможности рассказывать свои истории в картинках. Это удивительное средство коммуникации, особенный, экспрессивный и гибкий способ визуализировать идею и вести повествование. Уже на втором курсе мы начали рисовать в реальных программах, и я окончательно поняла, что анимация — это мое. Очень помог на старте преподаватель по мастерству анимации — будучи сам талантливыми аниматором, он всегда передавал мне много творческой энергии, подсказывал и помогал развиваться как художнику.

Любой анимационный ролик не только про то, что какой-то объект или персонаж перемещается. Зритель должен понимать, о чем ты хочешь рассказать в кадре с помощью движения. Продукт в анимации всегда про эмоции, он начинается с идеи и пусть небольшой, но истории. И это очень близко к кино.

— Как шла работа над дипломом?

— Самое сложное для меня было грамотно срежиссировать проект. Надо было собрать все наработки и ответственно отнестись к монтажу: решить, какие сцены оставить, какие урезать, чтобы было не скучно и не затянуто. Я до сих пор пересматриваю свой фильм десятки раз в день. Самую большую поддержку оказал руководитель нашего учебного профиля. Сотни полезных комментариев и правок помогли доработать продукт, и, самое главное, еще на стадии преддипломной подготовки именно он посоветовал показать материал на киностудии «Союзмультфильм».

— Как дальше развивались отношения c «Союзмультфильмом»?

— К моей большой и неожиданной радости, там его одобрили и решили взять на производство! Мой мультфильм «Идеальный питомец» про важное: дружбу, желание слышать и заботиться друг о друге. Почти на всех стадиях разработки фильма, кроме озвучивания, я работала самостоятельно: выступала и сценаристом, и режиссером, и художником. Именно так создаются авторские мультфильмы. Далее следовали этапы по согласованию, презентации проекта и получению финансирования. Дополнительно я занималась на режиссерских курсах при «Союзмультфильме», на которых и прошли показы моего проекта. Тогда же я начала приобретать полезные профессиональные связи, познакомилась с людьми из индустрии, а также с другими аниматорами, тоже подающими свои работы на грант.

Советы Маши будущим аниматорам:

  1. Очень важно еще на стадии учебы научиться находить общий язык с преподавателями, наставниками и людьми из индустрии, выстраивать с ними деловые коммуникации. Особенно если ты самостоятельный автор.
  2. Принципиально оценивать свои силы и ресурсы адекватно: не берись за дизайн-проект, если не сможешь довести его до конца, каким бы грандиозным и амбициозным он ни казался. Заканчивай любую, даже самую незначительную свою задумку.
  3. Берись за небольшую свою идею, но продумай и прорисуй ее качественно, доведи исполнение до высокого уровня.
  4. Постоянно рисуй и наблюдай. Аниматор совершенствует свое мастерство и растет профессионально, только если постоянно работает и создает. Для аниматора также очень важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям.
  5. Постарайся не допускать эмоционального выгорания во время работы. Давай себе возможность отдыхать и бери перерывы, чтобы трудиться над своим произведением с радостью и удовольствием.
  6. Ну и главное в любом творчестве, тем более в авторской анимации — слушать свое вдохновение, делать то, что искренне нравится и приятно. Зритель почувствует, если это будет не так.

— Как планируешь строить свою карьеру в анимации?

— Я уже приняла приглашение на постоянную работу режиссером аниматика в «Союзмультфильме». Буду учувствовать в проекте многосерийного мультфильма для маленьких детей.

В свои 22 года Маша уверенно стоит на ногах и активно развивается в любимой профессии. Сейчас она выбирает работу в анимационных студиях. С ежегодным увеличением бюджетов на съемку кино и ростом популярности анимационного кино анимирование как вид деятельности становится просто незаменимым. Востребованность аниматоров для анимационной индустрии и в России, и за рубежом огромна. По данным Министерства культуры РФ, объем анимационного рынка России вырос в 5 раз, до 20 млрд ₽ в 2021 году. Уже сейчас технологии виртуальной и дополненной реальности предоставляют аниматорам огромный спектр для самореализации и получения высоких доходов. С развитием VR/AR технологий анимационные изображения могут быть транслированы с высокой степенью реалистичности и погружения. Это очень перспективное направление. Благодаря своему таланту, образованию и трудолюбию Мария Шатилова стала не только полноценным художником-аниматором. Сегодня это автор, востребованный и уверенный в себе специалист и сотрудник известной киностудии.

В статье использована фотография из личного архива Марии Шатиловой

__________________

Читайте также истории успеха выпускников Института бизнеса и дизайна