Алексей Попов, 21 год: «Чем раньше начнешь работать, тем быстрее добьешься успеха»

Алексей Попов — как раз тот случай, когда можно сказать: мех, да и только! Он молодой дизайнер из Саратова, который сейчас живет в Москве. Его яркие шубы из песца и чернобурки продаются на крупных онлайн-площадках, их «выгуливают» многие знаменитости. Казалось бы, вот оно, небо в алмазах для юного парня! Но ему мало — у Алексея большие планы на будущее. Он рассказал о них, пояснил «за реальность» и признался, как в его бизнесе помогает hh.ru
Алексей Попов, 21 год:  «Чем раньше начнешь работать, тем быстрее добьешься успеха»
Алексей Попов

• Возраст: 21 год
• Образование: колледж Саратовского государственного технического университета (специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»), Институт бизнеса и дизайна B&D (Москва)
• Профессия: дизайнер меховой одежды
• Бренд: Pop-off fur

— Ты ведь начал в 17 или даже раньше?

— Первую коллекцию я создал в 9 классе, работал над ней в разгар экзаменов. Необходимых знаний и навыков у меня тогда не было, поэтому я попросил помочь преподавателя художественной школы в Саратове, в которой занимался с семи лет. Линейку шуб Op-Art я представил уже в августе, в Гостином дворе в Москве в рамках выставки Chapeau Fashion Start. На конкурсе молодых дизайнеров одежды я занял второе место, хотя было много и иностранных участников. В жюри были, кажется, абсолютно все мастодонты российской моды... После показа я продал всю коллекцию известному байеру для своего бутика. Думаю, если бы этого не произошло, я бы забросил дизайн. Но именно в тот момент я осознал, что увлечение можно монетизировать, что это моя карьера, и что я совершенно точно пойду по этому пути. Да и в принципе понял, что такое деньги.

— А что такое деньги?

— В современных реалиях все держится на финансах. Я снимаю в Москве квартиру, плачу за обучение. Это все — за счет своего бренда. Я очень рад, что еще в детском возрасте мне пришло понимание, что нужно самому вертеться и уметь зарабатывать.

— На что потратил деньги от продажи первой коллекции?

— (Смеется) Помню, в шоковом состоянии ходил по ЦУМу, ГУМу — они рядом с Гостиным двором. Родителям купил подарки, себе. Сумма быстро потратилась.

Алексей Попов, 21 год:  «Чем раньше начнешь работать, тем быстрее добьешься успеха»

— К слову об образовании. Ты однажды признался: «Мне нужны классические хорошие знания, а не хайп». Я так понимаю, ты нашел их в Институте бизнеса и дизайна B&D?

— Да, здесь я учусь уже четвертый год. И, хотя пришел в институт подготовленным и с большой базой знаний, там мне дали много нового и важного. Например, я углубился в компьютерные технологии — до этого вообще не умел работать в «Фотошопе», строить лекала в «Иллюстраторе». В остальном я на одной волне с преподавателями. Озвучиваю им свои идеи, а они их дополняют. Из-за такого подхода мне очень нравится здесь учиться.

— Как считаешь, что мешает твоим ровесникам «выстрелить»? Неважно, чем они занимаются: DevOps, журналистика, архитектура...

— Кстати, да, почему-то очень многие топчутся на месте. Как бы объяснить... Меня, например, с детства приучали работать. А других — учиться. Образование — это хорошо, но и о работе нельзя забывать. И стараться совмещать их. А то выходит, что ребята учатся в школе, четыре года в институте, в магистратуре — и все это время ничего не делают. А потом им 26, и сложно начинать. Мой знакомый дизайнер интерьера выпустился после магистратуры, и ему сейчас очень непросто выйти на рынок.

— Ну вот смотри. У твоих родителей в Саратове своя мехова фабрика. Ты сам признавался, что они помогали на начальном этапе. Молодому человеку сложно заявить о себе без такого бэкграунда?

— Мне кажется, это не принципиально. Безусловно, родители дали мне опыт и поддержку. На фабрике трудится штат специалистов. Мне они всегда помогают. Например, я обращаюсь за помощью к юристу по абсолютно каждому вопросу: когда хочу снять квартиру, закупить ткань, зарегистрировать товарный знак. Но это не значит, что я постоянно сижу у мамы с папой на шее. Некоторое время назад я занялся поисками места, где можно производить одежду. В Москве все дорого. Чисто случайно вышел на крупный трикотажный комбинат в Вышнем Волочке. Пришел к ним в офис с эскизами коллекции из футера и трикотажа. Сказал: «Я хочу производить у вас свои коллекции. Я студент, денег нет, но готов работать с вами на взаимовыгодных условиях». Предложил концепцию проекта. На встрече присутствовал один из членов совета директоров. Он посмотрел-послушал: «Давайте попробуем, нам это интересно!» Смысл проекта в том, что на предприятии остается много производственных остатков тканей — до 300–500 кг. Они их распродают просто за копейки. А я из этих остатков придумываю и отшиваю коллекции, которые они выставляют на маркетплейсах. Им это выгоднее. Мы сотрудничаем уже год. У них я сделал и свою коллекцию, которая скоро появится в продаже. То есть к ним я пришел без чьих-то рекомендаций и звонков — практически с улицы. Сам был в шоке от себя. Причем оказалось, что комбинат в принципе готов работать со студентами.

Алексей Попов, 21 год:  «Чем раньше начнешь работать, тем быстрее добьешься успеха»

— То есть можно сказать, что ты сейчас на своем месте?

— Абсолютно! Просто пугает, что будет дальше. С одной стороны, импортная верхняя одежда не завозится, и это плюс для российских дизайнеров. Сейчас вся надежда именно на нас, мы готовы заполнить опустевшую нишу. У нас и цены приятные, и работоспособность высокая. Но, с другой стороны, неизвестно, будут ли люди покупать. Пока приоритеты совсем другие.

— Какое из своих достижений ты бы выделил особо?

— Начинал я с небольшой родительской фабрики и одной коллекции. Сейчас мы шьем для крупных маркетплейсов, специализирующихся на продаже брендовой одежды и обуви. У нас много оптовиков в разных городах. По сути, всего за 5–6 лет маленькое дело выросло в производство, которое предлагает порядка 200 позиций верхней меховой одежды. Я не говорю, что это полностью моя заслуга, но я причастен к этому достижению.

— А чья еще заслуга? Команды?

— Да, я руковожу процессом. Но фотографии, SEO, соцсети — для всего этого нужны люди.

— Сколько у тебя в подчинении?

— На фабрике — 10–15 человек. Швеи и скорняки. И человека четыре, которые рулят сайтом, продажами.

— Что входит в шорт-лист навыков, которые ты как работодатель ждешь от кандидатов?

— В первую очередь, базовые навыки: внимательность, ответственность — все, чего нет у меня. Мыслить творчески и не как все — must have! Человек должен стремиться к постоянному развитию. Тем более, я создаю для этого все условия. И если уж говорить о личных требованиях, то я предпочитаю брать в команду свободных от отношений. Разумеется, они могут занимать какие-то должности в офисе, но быть правой рукой и всегда находиться «в полях» им будет сложно.

— Где набираешь команду? Сарафанное радио, соцсети, знакомства?

— С ребятами, которые сейчас работают со мной. Начинали с общих интересов: тусовались, делали что-то по работе для меня. Со временем по-настоящему сдружились и сейчас работаем вместе, я им плачу. Они совершенно точно мои люди. Но я, по факту, управляю двумя компаниями: своей и семейной. Родители в возрасте, отцу 67. Он бизнесом занимается уже постольку поскольку. Я потихоньку принимаю дело в свои руки, живу между Москвой и Саратовом. И квалифицированный персонал для меховой фабрики мы ищем на hh.ru.

Алексей Попов, 21 год:  «Чем раньше начнешь работать, тем быстрее добьешься успеха»

— Какой ты руководитель? Требуешь, как Миранда Пристли из «Дьявол носит Prada», от помощников раздобыть тот столик, который видел на прошлой неделе?

— Ну, нет. Как бизнесмен, быть может, я не супер, потому и выбираю тщательно помощников. Но как руководитель я отличный, да и человек хороший. Со мной весело. Люблю в пятницу или субботу сводить всех в какой-нибудь клуб, потусоваться и повеселиться.

— Карьерный рост подразумевает переход на более высокую позицию или наращивание компетенций. Как он выглядит в твоем случае?

— Если говорить о меховом производстве, то карьерный рост может выглядеть так: раскройщик — швея — скорняк. Вариантов развития много. Ну а в творчестве, мне кажется, потолка вообще не существует. Развиваться можно постоянно.

— И все же: какую следующую ступень ты себе наметил?

— Думаю, дальше будет диджитал в плане сайтов, виртуальных эскизов. Бизнес давно переходит в онлайн, и я стараюсь не отставать. Надеюсь до декабря реализовать первые идеи. Каждый день в стране и мире происходит что-то новое, поэтому нужно быстро реагировать.

— Какие качества помогают идти вперед?

— На самом деле, я многое не успеваю делать. Где-то проявляю безответственность, где-то — непунктуальность. Все мои ошибки — от лени, невнимательности и неумения планировать время. У меня дикие проблемы с тайм-менеджментом. Единственное мое стопроцентно хорошее качество: я на все смотрю с радостью и на многое не обращаю внимания. Иначе давно слег бы с депрессией.

— То есть из-за критики не переживаешь?

— Считаю, нужно думать только своей головой. Если париться из-за каждого плохого слова, можно быстро сойти с ума. Мне важно мнение определенных людей, например, преподавателей. На других не обращаю внимания. Но, если честно, я никогда не слышал плохого отклика о своей работе. Хотя уверен, что завистники есть. Будучи на четвертом курсе, я уже произвожу и продаю одежду, а многие ребята еще далеки от этого. Может, кто-то из них завидует. У меня другие «загоны». Бывает, коллекция уже готова, и вот-вот показ, а я смотрю и думаю: «Что-то не то сделал, да и там можно было по-другому...» Но, мне кажется, это проблема всех творческих личностей.

— Ты рассказал о своих недостатках. Со многими понятно. Но невнимательность-то в чем заключается?

— Элементарный пример. Возьмем маркетплейсы. Там «выстреливает» далеко не все. И, когда выставляешь коллекцию, надо регулярно отслеживать, что у тебя заказывают. Важно понять, какую вещь будут покупать в тысячах, а какую — в единицах. То есть нужно почувствовать настроение людей и понять, какую ценовую политику им предложить. Дорог каждый день. В прошлом году я «пролетел»: просто выставил всю продукцию на витрину. В этом году я такой ошибки не сделал. Этому не научат ни в одном институте. Это опыт, который я приобретаю здесь и сейчас.

— На маркетплейсы сложно было выходить?

— В принципе, нет. Регистрируешься как физическое или юридическое лицо, и можно продавать что угодно. Только должны быть определенные размерные ряды: чем они больше, тем дольше находишься в топах. С одним только маркетплейсом отношения пока не складываются. Тяжелый процесс входа. Должно быть 20 наименований изделий, а это сложно, если нет своего производства. Еще им нужно отправить кучу презентаций, сделать определенного формата съемку, на которую способен не каждый фотограф. Мы первый раз пытались год назад, и у нас не получилось. Но сейчас я придумал коллекцию специально под эту площадку. Целая история! Вроде, первый отбор прошли. Посмотрим, что будет дальше.

— Бывает ощущение, что к своему 21 году ты достиг большего, чем иные к сорока?

— Наоборот, я переживаю, что не успеваю. Например, виню себя, что оказался не готов к пандемии. Время было очень тяжелое и в моральном, и в финансовом плане — на одежду премиум-класса упал спрос. Наш бизнес ведь сильно зависит от настроения людей. Я пытаюсь поднять его дизайном и яркими цветами, но, когда волнительные события в стране, продажи сразу идут на спад. На одежду премиум-класса особенно. С другой стороны, уже столько пережито трудных времен. Считаю, что в определенным смысле они меня закалили.

— Но хоть успешным ты себя чувствуешь?

— Скорее, в определенные моменты горжусь собой. Например, когда пошли первые продажи моих коллекций. Скромные, но тем не менее. Сейчас мы представлены на маркетплейсах, а это уже совсем другие объемы. Тоже повод для гордости. Думаю насчет бутика в Москве. Мне кажется, к успеху я только иду.

Алексей Попов, 21 год:  «Чем раньше начнешь работать, тем быстрее добьешься успеха»

В статье использованы фотографии из личного архива Алексея Попова

__________________

Читайте также истории успеха выпускников Института бизнеса и дизайна